Счастье материнства
9 августа 2012, 20:45
Счастье материнства и внутренние конфликты – как же понять, готовы ли вы на самом деле стать мамой? Хотите ли вы этого ребенка по-настоящему?
История одного страха
16 июля 2012, 09:57
О чем говорят наши страхи? Какова их природа? Чем опасны страхи для беременных женщин? Разберем на примере одного страха.
Лень… Бороться или поддаться?
21 мая 2012, 11:30
Что делать, если делать ничего не хочется? Как быть, если быть где-то нужно, но сил, а главное – желания, нет?
Как повысить самооценку?
19 апреля 2012, 02:37
Психологи считают: самооценку не надо поднимать до недостижимых высот. Она должна быть адекватной, основанной на реальных возможностях. Необходимо трезво оценивать себя самому (а не при помощи других людей), свои способности и знания о способах достижения намеченной цели.
Как удаются гармоничные отношения в паре
12 марта 2012, 16:21
Наверняка в вашем окружении есть пара, рядом с которой вы чувствуете себя легко и уютно. С ними просто общаться, они создают ощущение гармонии и будто бы приглашают вас в свое приветливое пространство. Как получаются такие отношения?
Молодой начальник18 декабря 2011, 11:17
Главная → Статьи → Молодой начальник


Автор статьи - Ольга Кузьмина, гештальт-терапевт, специалист по межличностным отношениям

Конечно, прежде всего, вас надо поздравить с назначением. А уж потом предупредить: руководящая должность влечет за собой большую ответственность. И, увы, не все выдерживают испытание властью. 

Поэтому еще на старте постарайтесь честно ответить себе на вопросы:

Что для вас значит быть руководителем?
Полагаете, что этот человек всегда прав, имеет огромную силу и все вокруг его боятся? В вашем представлении он величаво ходит по офису, раздает замечания направо и налево, отчитывает всех? Или это лидер, способный вести за собой подчиненных? А может быть, настоящий босс - человек, умеющий создавать и поддерживать благоприятную атмосферу в трудовом коллективе?

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать эффективный управляющий?
Что вы вкладываете в понятие «эффективный»? Умелый манипулятор? Или, может, начальнику надо быть злым и строгим, чтобы все боялись, но работу исполняли хорошо и точно в срок? Или настоящему лидеру необходимо поддерживать со всеми в коллективе хорошие, доверительные отношения? Или ему нужно обладать удивительной харизмой, и тогда сотрудники готовы за ним и в огонь и в воду пойти?

Как вы думаете, какие изменения произошли с вами после получения этой должности?
Вы стали более строгим, но справедливым? Эта позиция позволила наконец-то сделать официальный выговор коллеге, на которого вы давно имеете зуб? Или из милого открытого сотрудника вы превратились в мегеру, вечно недовольную подчиненными? Поспособствует ли новая должность тому, чтобы вы стали ответственней, надежней, уверенней? Она явится для вас стимулом развиваться и расти дальше?

Чем яснее ответите себе на эти вопросы, тем проще будет решить, насколько внутренне вы готовы к новой должности, чего ждете от нее на самом деле. Если ответы сформулировать трудно, изучите специализированную литературу об успешном управлении персоналом и примерьте на себя. Такой ли вы видите работу руководителя? Не противоречит ли она вашим ценностям и личностным особенностям? По силам ли взять подобную ответственность?

Предположим, вы поняли, что должность шефа уже не так страшна, и готовы с интересом приступить к новым обязанностям. Но тут возникает вторая трудность. В коллективе работают Нина Петровна и Александр Иванович, одногодки ваших родителей, а еще Лариса, которая, хоть и просит называть ее по имени, но на 15 лет старше вас. Проанализируйте, что именно смущает вас во взаимодействии «молодой начальник - подчиненный в возрасте», и честно ответьте себе еще на два вопроса:

Вы чувствуете себя неопытным учеником рядом с умудренными коллегами?
Реально оцените свои знания, умения, навыки. Если видите пробелы - подучитесь. Не стесняйтесь спрашивать совета – обычно людям очень приятно, когда их мнение ценят. Однако не забывайте, что богатый жизненный багаж и профессиональный опыт - далеко не одно и то же. Да, действительно, Нина Петровна воспитала троих детей и повидала немало непростых ситуаций. Но у вас есть сертификат об окончании курса «Основы экономики, организации труда и управления». Что ценнее в данной ситуации?

Вы считаете, что на старших нельзя повышать голос, требовать с них что-то некрасиво, приказывать непозволительно? 
Но существует много других способов эффективно управлять людьми и организовывать рабочий процесс. Например, личный пример руководителя: он может заражать своим энтузиазмом, преданностью любимому делу. Или, налаженные отношения в коллективе: не секрет, что люди охотнее идут навстречу тому, кто им нравится, нежели тому, кого боятся. Или, внимательное отношение к сотрудникам: к каждому можно найти подход, просто будьте чуть более внимательны.
Больше хвалите, чем ругайте - похвала часто имеет более сильное воздействие на человека, чем, например, осуждение.

И поймите: молодые и зрелые люди по-разному мыслят. Первые не любят нововведений, тогда как вторые готовы пробовать и рисковать. У старших свое видение проблем, профессиональный опыт, и их действительно часто задевает необходимость подчинения младшему  по возрасту человеку. Приняв это за данность, вы сможете выработать более успешный способ взаимодействия. 

И еще об одном. Руководитель любого возраста должен соблюдать очень важные правила:

1. Прислушивайтесь к мнению коллектива, в том числе о вас и вашей работе.
2. Относитесь к подчиненным так же, как хотели бы, чтобы они относились к вам. 
3. Держите определенную дистанцию. Отношения с подчиненными не должны быть дружескими, но и быть недосягаемым Мистером начальником тоже неправильно.
4. Мотивируйте сотрудников. Зарплата не единственный стимул. Для кого-то признание его ценности и важности для коллектива будет самой большой наградой.

В целом же хороший руководитель - это совокупность личностных характеристик (умение найти общий язык, создавать благоприятный микроклимат) и организаторских способностей (спланировать работу подчиненных, грамотно распределять обязанности). Такой начальник всегда служит примером, его слова не расходятся с делом. Согласитесь, вряд ли кто-то будет серьезно относиться к требованию не опаздывать, исходящему от человека, который сам появляется через 15 минут после начала рабочего дня.

Конечно, навыки руководства и умение выстраивать отношения «начальник – подчиненный» приходят только с опытом, но этому можно научиться, если есть желание.

Комментарии (0)
Ваш комментарий будет первым.